Искусство еды… Вакуум или источник неиссякаемого вдохновения

Искусство еды… Вакуум или источник неиссякаемого вдохновения

Кто-то когда-то сказал: слияние изобразительного искусства, эпистолярного жанра и музыки неизбежно приводит к вакууму, бездонной пустоте, которую невозможно будет заполнить. Каждый вид искусства должен существовать автономно, независимо от другого. Искусства нельзя смешивать. Только так можно достичь вершины мастерства… Может быть, и так. Но творческий вакуум можно превратить в неиссякаемый источник вдохновения, который однажды приведет к понимаю искусства в более широком смысле… Например, художник может придумать вкусное описание своей работы, объяснить ее суть, рассказать историю рождения идеи и даже зашифровать в ней мотивирующие магические слова. А писатель – изобразить выражение своих мыслей на холсте, так сказать, перенести ментальные образы в визуальные сюжеты, придав им не только содержание, но и формы, передать свое виденье героев, атмосферы, эмоций… Еще круче, когда описание и изображение синхронизируются с музыкальным сопровождением. Музыка придает особое настроение, усиливает чувства, создает эмоциональный фон, подчеркивает стиль… Кто-то в этом видит вакуум, кто-то, но не я. Скажу так: пустота – пространство для духовного и профессионального роста, ограниченное временем, и по ис течению которого неожиданно и волшебно проявляется благополучие и процветание. Вакуум – это путь от точки А до точки В, и переход на следующий уровень… И следующий уровень – это еда. Превращая еду в искусство, относясь к ней как к творческой единице, мы достигаем гармонии и созидания через ее плоды…


Приготовление еды – это творческий процесс, весьма значимый, многогранный, ощутимый, местами научный, наполненный жизненно важными ценностями. В ее вкусовых оттенках и ароматах скрыта невероятная палитра красок, звучание музыкальных нот и небесный океан эмоций, который порой так трудно выразить словами. Однако, получая удовольствие молча мы все равно принимаем участие в творческом процессе: ментально присутствуем в момент создания рецепта, участвуем в моментах превращения ингредиентов в единое творение, в создании дизайна и художественного оформления блюда перед подачей, оцениваем его органолептические характеристики, восхищаемся, получаем удовольствие и удовлетворение, сравниваем блюдо с его аналогом, отпечаток которого пылится в недрах нашей памяти, делимся впечатлением, а после… После наступает вакуум и потребность его заполнить вновь… И все начинается заново… Кулинарный творческий процесс непрерывен, как сама жизнь. Об этом знает каждый шеф-повар. Изо дня в день гости ждут от него чего-то нового, невероятного, вкусного… На кухне он превращается в виртуозного музыканта, художника, поэта… Чувство прекрасного, чувство вкуса, цвета и аромата, чувство стиля, мастерство помогают ему создавать гармоничные произведения кулинарного искусства, которые приносят радость, доставляют счастье. Так что кухня – это не просто место, где готовят еду. Это настоящая творческая мастерская еды, где происходят таинства превращений простых продуктов в шедевры…

Искусство еды – дело тонкое…

Искусство еды… Еда как искусство… Кстати, являясь материальным объектом, еда, как творческая единица, обладает весьма тонкими энергиями. Прикасаясь к пище, создавая очередной шедевр на тарелке как на живописном полотне, шеф-повар не вербально, на уровне мастерства передает через блюдо частичку своей души, свою эмоцию, настроение, чувства. Кулинарное творчество – это самовыражение в моменте здесь и сейчас. Поэтому оно не терпит страхов, суеты, сомнений и тревог, плохого настроения и самочувствия. Существует ряд неоспоримых фактов, влияющие на качество будущего блюда. Например, белки куриных яиц чувствуют волнение повара и от этого могут потерять свои свойства и не взбиться в густую пену; дрожжевое тесто может не подняться в присутствии страха и нервозности; блюдо получится невкусным, если повар, который его приготовил, был не в духе. Дело в том, что еда чувствует энергетические волны творца на молекулярном уровне. И это суждение не из области фантастики. Оно построено на элементарной физике. Смотрите, во всех продуктах присутствует вода, молекулы которой впитывают энергию, принимают на себя информацию, запоминают, а потом передают тем, кто будет ее есть. Так что, повар в некотором смысле, в процессе приготовления пищи совершает магический ритуал: фактически он заряжает воду (как Алан Чумак), а вместе с ней и еду… Как вы думаете, пойдет ли еда на пользу и в удовольствие, если ее приготовили с плохим настроением, в месте, где присутствует напряженная атмосфера? Безусловно, нет. Еда – это искусство, а искусство создано для того, чтобы созидать, распространять радость и гармонию вокруг.

Искусство еды – в гармонии.

Однажды меня спросили: когда еда становится искусством? Когда… Когда еда начинает вдохновлять, превращаться в творчество… Подлинное искусство гипнотизирует, чарует, манит, захватывает дух, вызывает такие чувства и эмоции, которые хочется продлить… Блюдо – это гармоничное сочетание ингредиентов, в которых присутствует игра цвета, звучание ароматных мотивов и сюжетных линий, связанных в единое творение. Как вы думаете, почему большинство обожает салат из зеленых овощей и красных томатов? Потому что действуют законы органолептики. Интенсивный красный дополняет сочные цвета зелени. Это полноценное сочетание, подчиненное всем принципам гармонии, не требующее дополнительных цветовых акцентов для восприятия. Поэтому салат, в котором присутствует красные и зеленые овощи визуально притягателен. В нем присутствуют страсть и любовь, природная натуральность, здоровье и сила внутреннего огня. И в этом заложен особый психологический контекст. Это, во-первых. Во-вторых, ноты зеленой свежести в сочетании с терпким звучанием томата с легкой кислинкой, вызывающей слюноотделение – это дуэт, рождающий музыку ветра, наполненный особыми мотивами. В ней слышится звучание приятных перемен, предвкушения удовольствия, чего-то знакомого и любимого… И, в-третьих, вкус. Это заключительный этап оценки блюда. Благодаря рецепторам, которые расположены на языке, мы можем ощущать не только консистенцию пищи, но и горькие, кислые, сладкие, соленые, острые, пресные и другие вкусы с индивидуальными нотами и оттенками продуктов, их сочетание. Сочетание зелени и томатов – простой дуэт для восприятия. Игра вкусов, как и игра цветовой гаммы, превращается в единый сюжет, где действующие герои дополняют друг друга, вследствие чего возникает гармоничный тандем. Немного соли, перца и оливкового масла, и сюжет вкуса достигнет наивысшей эмоциональной точки – удовольствия, в которой захочется зафиксироваться и задержаться подольше… Это благостный момент послевкусия. И если удовлетворения не наступило, то захочется повторить еще…

Когда вкусно, то удовлетворение, как правило, наступает редко. Цените такие блюда, старайтесь избегать перенасыщения, чтобы продлить волну удовольствия, задержаться в моменте предвкушения. Только так можно сохранить желание и наслаждаться подлинным шедевром кулинарного искусства, проявляя неподдельный интерес и получая удовольствие… Салатом, в котором присутствует красно-зеленая цветовая гамма априори удовлетвориться невозможно, потому что в его основе – гармония – целостность всех элементов, качество, вызывающее чувственные, эстетические, положительные реакции, эмоции, к достижению которых стремятся все. Но где и в чем заключается вершина гармонии никто не знает. Для сознания эта информация закрыта. Поэтому органолептические характеристики такого салата всегда будут оставаться привлекательными. Ведь вкусная еда – любовь навсегда…

Искусство еды – в правильных акцентах.

Говорят, повар, как и художник в момент приготовления блюда, должен быть голодным, как, прочим, и тот, для кого он создает свое творение. Поэтому в процессе приготовления блюд с усложненной органолептикой для восприятия, он должен правильно расставить акценты. Это касается как рецептуры блюда, его вкусовых и ароматических характеристик, так и его оформления – выбора декора, формы тарелки для подачи…


Например, шеф-повара ресторанов премиум сегмента особое значение предают временам года. Части годового цикла оказывают непосредственное влияние на настроение жителей планеты. И создавая сезонное меню, шефы не только учитывают созревание ягод, фруктов и овощей, но и интуитивно чувствуют настроения и предпочтения публики. Например, весной все вокруг оживает и расцветает, люди интуитивно стремятся гармонировать с природой и этот аспект оказывает влияние на кулинарные предпочтения большинства. Поэтому весной хочется вкушать ноты свежести, утонуть в палитре теплой цветовой гаммы, ягодных десертов и блюд, в которых преобладают овощи и фрукты… Летом душа требует полета, легких, практически невесомых мотивов. Поэтому даже в мясных блюдах должен присутствовать элемент легкости и морского бриза… Осень неоднозначна. Период пасмурного неба и холодных дождей и увядающей красоты природы в облике красно-желтых листьев и лазурного ясного неба с облаками, напоминающими взбитые сливки… Осеннее меню должно не подчеркивать, а скрашивать осеннее настроение яркими красками, теплыми мотивами и надеждой на то, что все лучшее еще впереди… Зима… Период снегопада, морозного воздуха и пронизывающих холодов. Но благодаря горячему шоколаду, корице, бадьяну, цитрусовым нотам, блюдам, согревающим душу и тело, зима в умелых руках шеф-повара может превратиться в романтическую сказку…

Искусство еды – весьма сложная и объемная тема, но безумно интересная и многогранная. Благодаря новым идеям, тенденциями данный вид искусства постоянно развивается, удивляет, обогащает кулинарный и кондитерский мир новыми именами и направлениями… Впереди осень. А это значит, что скоро нас посетит вдохновение… Природа невероятно красива в период увядания. Главное, не упустить момент, насладиться ею и выразить свои эмоции в творческом процессе.

Лилиана Бергер.

 

Добавить комментарий